Смольный устал от ситуации, когда миллиарды горбюджета зависают из-за судов по разорванным контрактам. И с нового года намерен изменить схему оплаты работ по господрядам, снизив авансы с 30 до 10%. Это избавит бюджет от ненадежных компаний, но сильно ударит по бизнесу, считают игроки рынка.

Из-за расторжения договоров с подрядчиками, срывающими сроки, город годами взыскивает миллиарды неосвоенных авансов и затягивает стройки – в первую очередь социальных объектов. Побочным эффектом нововведений может стать удорожание работ и уход с рынка небольших субподрядчиков, отвечают игроки рынка.

В 2015 году комитет по строительству расторг с подрядчиками более 40 контрактов. В первом полугодии этого года – 14, стоимостью около 4 млрд рублей, ранее сообщал вице-губернатор Игорь Албин. Самым громким расставанием этого года стало расторжение контрактов с «Трансстроем» на строительство стадиона на Крестовском острове (24,5 млрд рублей) и депо «Южное» для Фрунзенского радиуса подземки (6,6 млрд).

Господрядчикам придется забыть об авансах сразу после заключения контрактов. Сейчас комитеты выдают разом до 30% от годового лимита финансирования строек, особенно налегая на предоплаты в преддверии Нового года. Так легко повысить статистику освоения бюджета.

По новым правилам, компаниям сначала придется отработать 10% от стоимости контракта за свой счет, только потом забрезжит первый аванс. Размер предоплаты будет урезан троекратно, рассказал «Фонтанке» глава комитета финансов Алексей Корабельников.

«Это позволит снизить объем дебиторской задолженности комитетов и исключить финансово несостоятельных подрядчиков», – пояснил Алексей Корабельников. Если строителям придется брать кредиты ради объектов города – надежности больше. Их дополнительно проверят банки.

Исключением станут только заказы, где, как уверяют в Смольном, без крупных авансов не обойтись – подключение зданий к сетям или обучение госспециалистов.

По новой схеме в следующем году намерены распределить 90 млрд рублей. Это утвержденный объем адресной инвестпрограммы. Почти половина причитается комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Четверть зарезервирована за комитетом по строительству, 12,5% – за комитетом по энергетике. Все они не возражают против перехода на новую систему авансирования, уверен Корабельников. Хотя окончательное решение еще не утверждено.

Строительный рынок сработает, как качели: у комитетов появится дополнительная защита от неустойчивых и нечистых на руку бизнесменов, но предпринимателям придется туго, объясняет вице-президент «Объединения строителей СПб» Алексей Белоусов.

Подрядчикам придется пускать в ход собственные средства или занимать у банков. В лучшем случае, кредит можно получить под 14%, чаще – под 15-17%, объясняют строители. И то, под залог земли или недвижимости. Это сразу же отсечет от госзаказа средние и мелкие фирмы, а у крупных – съест прибыль. «В самых хороших контрактах рентабельность составляет 15-20%, обычно – 5-10%», – говорит гендиректор компании «Леокам» Оганес Гарибян. Фирма за 1,8 млрд благоустраивает намыв вокруг станции «Новокрестовская», рядом со строящимся стадионом.

Подрядчики и сейчас расходуют на госстройках свои средства.

«Мы должны были использовать импортный шпунт, стоимость которого составляет 20% от контракта, поставщик требовал единовременной оплаты, – рассказывает Гарибян. – А комитет по строительству рассчитывается за работы, только когда шпунт уже закуплен и погружен в землю, то есть на полгода мы должны были вложить в стройку собственные средства».

Работать со Смольным рискованно, город – не лучший заказчик, жалуются предприниматели. Комитеты часто сами затягивают согласования, выдачу документации, финансирование или просто месяцами не принимают уже выполненные работы, цепляясь к мелочам. А потом – разрывают контракты, "вешая всех собак" на нерадивых строителей.

Этой осенью компании «СтройИнвестКомплект», «Де люкс», «Балтэнерго», связанные с группой «Единые решения» Владимира Артеева, оспорили в судах расторжение контрактов на 2,2 млрд рублей. Суды двух инстанций признали, что затягивал стройки сам комитет по строительству. Только окружной арбитраж направил решения на пересмотр.

С новыми правилами сложнее будет исполнять срочные контракты, где за короткий период нужно освоить огромные средства, и господряды, включающие закупку дорогих материалов и оборудования.

«Строители снова начнут выстраивать финансовые пирамиды. Деньгами с одного объекта закрывать другие, – вздыхает директор Ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов. – Посмотрите, чем закончились истории огромных компаний «СУ-155», «Мостоотряд №19», та же «Флора».

Если уж город использует кнут, то нужен и пряник: комитеты должны начать более четко, прозрачно и быстро работать, рассуждают игроки рынка. Иначе под ударом окажутся все – и отягощенные кредитами генподрядчики, и малый бизнес.

«На недоходные работы нанимают субподрядчиков, – поясняет Кирилл Иванов. – И они будут работать бесплатно, пока комитеты не примут эти работы у крупных предприятий».

Как итог – все тот же замкнутый круг: банкротства компаний, растягивание и удорожание строек.

Трагизм коллег разбивает Виктор Евдокимов, гендиректор «СМУ-53», возводящего инженерные коммуникации.

«Мы давно работаем без авансов, – говорит он. – Получить банковскую гарантию для оформления аванса сложно, а вносить обеспечение бессмысленно – проще сразу вложить эти средства в стройку».

Источник: Петербургская интернет-газета Фонтанка

Наши контакты

  Санкт-Петербург, ул.Репищева, д.14 литер Щ, оф47
  +7(812)982-61-95, +7(812)302-00-30
  +7(812)302-00-30
  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.